Двигатель внутреннего сгорания ДМ-1К отечественного производства  предназначен для  многоцелевого использования (для установки на мотоблоки, мотокультиваторы; минитракторы; малоразмерные суда; деревообрабатывающие станки; насосные, кормодробильные установки). 

двигатель для мотоблока ДМ-1К и модификацииДвигатель удобен и прост в эксплуатации. Работа с двигателем не требует специальной подготовки оператора. Для контроля, регулирования (настройки) систем двигателя, выполнения работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту не требуется специальных средств измерений, испытательного и другого оборудования, инструмента и приспособлений.

Производитель двигателя ДМ-1К ОАО Нева (Красный Октябрь). Данный двигатель российского производства  в различных модификациях устанавливался на мотоблоки Нева.

Срок службы Вашего двигателя значительно увеличится, если строго соблюдать все правила эксплуатации, технического обслуживания и хранения, указанные в руководстве пользователя двигателя для мотоблока:

ДМ-1К - инструкция по эксплуатации - Красный Октябрь 2003 год

Технические характеристики двигателя для мотоблока ДМ-1К

Модель ДМ1К-6,2 ДМ1К-7,5
Тип двигателя Одноцилиндровый, 4-х тактный, карбюраторный, воздушного охлаждения
Диаметр цилиндра х Ход поршня, мм 76х70
Рабочий объем цилиндра, см3

317,4

Эксплуатационная мощность, кВт (л.с.) при (3000±200) об/мин-1 4,40 (6,20) 5,60 (7,60)
Крутящий момент, Н·м (кгс·м) при (2500±200) об/мин-1 15,70 (1,60) 19,0 (1,90)
Минимальная частота вращения коленчатого вала, мин-1, не более 1200
Регулирование числа оборотов  Центробежным автоматическим всережимным регулятором
Расход топлива при номинальной мощности, кг/ч, не более 2 2
Направление вращения коленчатого вала (со стороны ведущего шкива) Против часовой стрелки
Топливо Чистый неэтилированный автомобильный бензин А-76 ГОСТ 2084-77 Чистый неэтилированный автомобильный бензин АИ-92 ТУ38.001165-2003
Подача топлива Самотеком из топливного бака
Система топливопитания Карбюратор К-45
Воздушный фильтр Двойной очистки с нетканым материалом фильтроэлемента
Сорт моторного масла Зависит от температуры окружающего воздуха (см. таблицу)
Система смазки Разбрызгиванием
Температура масла в картере до 90
Охлаждение Воздушное (принудительное)
Температура головки цилиндра (под свечой),0С 230°
Система зажигания Электронное бесконтактное магнето
Свеча зажигания А11Р (Россия); NR17C (Brisk), WR8АC (Bosch)
Угол опережения зажигания, в градусах поворота коленчатого вала 25
Запуск двигателя Ручной, при помощи убирающегося шнура
Газораспределение Клапанное
Расположение клапанов Нижнее, боковое, вертикальное
Максимальная площадь проходного сечения клапанов 4,2 см2
Фазы газораспределения, в градусах поворота коленчатого вала Выпуск – 135…375; Впуск – 345…585
Масса сухого двигателя, кг 24,2
Габаритные размеры, мм 480х410х475
Заправочные емкости, л
– топливный бак 3,0
– картер  двигателя 1,3

 Из характеристик отличие двигателей только в виде применяемого топлива и следовательно в мощности , при более подробном изучении инструкций по эксплуатации ДМ-1К находим еще одно существенное отличие, это используемая головка цилиндра. Использование различных головок определяет степень сжатия топлива. Рабочий объем цилиндра определяется как произведение величины хода поршня на площадь цилиндра.

Двигатели ДМ1К и ДМ1К-7,5 выпускаются в различных вариантах исполнения (модификациях)

модификации двигателя дм-1к

При изучении каталога запчастей двигателя (см. ниже) находим еще интересный пункт: кольцо поршневое компрессионное верхнее, кольцо поршневое компрессионное нижнее, кольцо поршневое маслосъемное - комплект поршневых колец (взаимозаменяем с поршневыми кольцами ВАЗ 2101)

Моторное масло в двигатель ДМ-1К для мотоблоков НЕВА

Моторное масло классифицируется по двум параметрам: вязкость и качество.

Стандарт  SAE классифицирует вязкость масел в условных единицах от 0 до 100.

Масло бывает:

– летнее (например, 30, для  использования при температурах воздуха выше плюс 4 0C)

– зимнее, (в обозначении вязкости масла есть буква «W», например, 10W30), для использования при температурах ниже плюс 4 0С.

Стандарт API классифицирует качество масла по эксплуатационным свойствам для бензиновых двигателей как: SA, SB, SC, SF, SG, SH, SJ.

Первая буква S обозначает, что данное масло применяется ДЛЯ БЕНЗИНОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ.

Начальная буква С обозначает масла для дизельных двигателей.

Для обозначения универсальных масел, т.е. таких, которые могут применяться для смазывания бензиновых двигателей и  дизелей, принята двойная маркировка, например, SF/CC, SG/CD.

Во всех случаях, чем БЛИЖЕ ВТОРАЯ БУКВА К НАЧАЛУ АНГЛИЙСКОГО АЛФАВИТА, тем НИЖЕ эксплуатационные свойства масла.

Выбирайте класс вязкости масла (летнее или зимнее) в зависимости от температуры окружающего воздуха при эксплуатации мотоблока (см. таблицу).

Рекомендуемая вязкость масла по SAE для двигателя ДМ-1К

какое масло заливать в мотоблок нева

Предприятие - изготовитель двигателя рекомендует использовать широко известные моторные масла:

ЛУКОЙЛ – СТАНДАРТ SAE 10W30 API SF/CC

RAVENOL SAE 30 API CD/SF

 Следует помнить:

– применение загущенных сортов масел (10W30 и т.п.) при температурах выше плюс 4 0С приведет к повышенному расходу масла. В этих случаях следует БОЛЕЕ ЧАСТО проверять уровень масла в картере. Снижение уровня ниже нормы может привести к выходу двигателя из строя.

– применение масла SAE 30 при температурах ниже, чем минус 4 0С, приведет к затрудненному запуску двигателя (особенно холодного) и возможному повреждению зеркала цилиндра из-за недостаточной смазки.

Для выявления причины не запуска (затрудненного запуска) двигателя необходимо вывернуть свечу зажигания и проверить
ее состояние:

- если электроды и нижняя часть корпуса свечи зажигания покрыты черным, влажным маслянистым нагаром, то это свидетельствует об износе гильзы цилиндра и (или) поршневых колец двигателя, или об повышенном уровне масла в картере двигателя;

- сухой черный нагар бывает в результате длительной работы двигателя на холостом ходу или на небольших оборотах и малой нагрузки;

- если электроды свечи чистые, сухие, очень светлого, почти белого цвета, иногда со следами оплавления - это означает, что установлено слишком раннее зажигание.

Последовательность работ по выявлению причины не запуска (затрудненного запуска) двигателя:

- проверить состояние тяг и рычагов управления дроссельной и воздушной заслонками карбюратора, надежность их подсоединения и наличие зазора (1.5 - 2.0 мм) между подвижными и неподвижными элементами при их перемещении во всем рабочем диапазоне;

- перепроверить топливную систему

- качество и  наличие достаточного количества топлива в топливном баке;

- поступление топлива из топливного бака к карбюратору нажатием на его утопитель до подтекания топлива через дренажное отверстие;

- чистоту суфлирующего отверстия в пробке заливной горловины топливного бака;

- проверить состояние и чистоту фильтроэлементов воздушного фильтра:

- проверить состояние свечи зажигания;

- проверить качество искрообразования на свече зажигания;

- проверить систему зажигания;

Отрегулировать карбюратор двигателя ДМ-1К в следующей последовательности:

а) до запуска двигателя завернуть винт 8 рис. 4.3 корректировки состава топливной смеси холостого хода, затем отвернуть его на полтора оборота;

б) запустить и прогреть двигатель;

в) вращая винт 5 упора дроссельной заслонки, установить минимально возможные, но устойчивые обороты двигателя;

г) винтом 8 установить максимальные (на слух), но устойчивые обороты двигателя и от этого положения завернуть его на одну четверть оборота;

е) винтом 5 вновь установить минимально возможные, но устойчивые обороты двигателя;

з) повторить операции по п. г. и п. е и добиться устойчивой работы двигателя на минимальных оборотах;

и) вывести двигатель на режим - если двигатель работает с перебоями или глохнет, то винт 8 завернуть еще на одну четвертую часть оборота и повторить операции по п. г. ип.е.;

- отрегулировать положение рычага центробежного регулятора в следующей последовательности:

а) ослабить винт крепления рычага регулятора;

б) отверткой повернуть рычаг центробежного регулятора 5 рис. 4.1 по часовой стрелке до упора (угол поворота рычага будет небольшим);

в) повернуть рычаг регулятора 6 рис.4.1 по часовой стрелке на угол, при котором будет полностью открыта дроссельная заслонка карбюратора - рычаг дроссельной заслонки 6 рис. 4.3 упрется в корпус карбюратора;

г) затянуть винт крепления рычага регулятора.

 Карбюратор К-45 (рис 4.3)

карбюратор к-45 инструкция по регулировке

Периодичность технического обслуживания двигателя ДМ-1К

Порядок и периодичность технического ухода подробно изложены в Руководстве по эксплуатации двигателя ДМ1К.

Основные работы:

- перед началом работы проверяйте надежность затяжки резьбовых соединений на двигателе и мотоблоке;

- регулярно очищайте ребра и поверхности охлаждения головки цилиндра, кожуха вентилятора,

защитную решетку и зону вокруг глушителя от остатков травы, мусора и слоев пыли;

- ежедневно проверяйте уровень масла;

- полная замена масла в картере двигателя – после первых 5-ти часов, и далее, через каждые 25 час.;

Замену масла производите, когда двигатель прогрет.

СОБЛЮДАЙТЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по применению марки моторного масла для соответствующих температурных условий работы мотоблока. Вовремя производите замены масел.

Рекомендации по использованию топлива двигателя ДМ-1К

Используйте чистый, свежий  неэтилированный бензин со сроком хранения не более 30  дней. Не смешивайте топливо с маслом.

Не рекомендуется заливать бензин под верхнюю стенку бака. Следует оставлять некоторое свободное пространство над топливом, необходимое для обеспечения дополнительного объема при расширении бензина, что возможно при работе мотоблока в условиях высоких положительных температур наружного воздуха.

Каталог запчастей двигателя ДМ-1К и мотоблока Нева МБ-2 - 2013 год + инструкция по эксплуатации

Каталог запасных частей для мотоблока Нева МБ-2 с двигателем  ДМ-1К 2009 год.

Каталог деталей и сборочных единиц мотоблока Нева МБ-2 с двигателем  ДМ-1К 2005 год.

Приведенные каталоги содержат рекомендации по выбору масла для двигателя,  рекомендации по ремонту, данные регулировок, периодичность технического обслуживания, технику безопасности.

Смотрите так же: двигатель для мотоблока ДМ-1 - руководство по эксплуатации - ОАО Калужский двигатель

Какой двигатель для мотоблока вы считаете лучшим?