Двигатель внутреннего сгорания ДМ-1К отечественного производства предназначен для многоцелевого использования (для установки на мотоблоки, мотокультиваторы; минитракторы; малоразмерные суда; деревообрабатывающие станки; насосные, кормодробильные установки).
Двигатель удобен и прост в эксплуатации. Работа с двигателем не требует специальной подготовки оператора. Для контроля, регулирования (настройки) систем двигателя, выполнения работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту не требуется специальных средств измерений, испытательного и другого оборудования, инструмента и приспособлений.
Производитель двигателя ДМ-1К ОАО Нева (Красный Октябрь). Данный двигатель российского производства в различных модификациях устанавливался на мотоблоки Нева.
Срок службы Вашего двигателя значительно увеличится, если строго соблюдать все правила эксплуатации, технического обслуживания и хранения, указанные в руководстве пользователя двигателя для мотоблока:
ДМ-1К - инструкция по эксплуатации - Красный Октябрь 2003 год
Технические характеристики двигателя для мотоблока ДМ-1К
Модель | ДМ1К-6,2 | ДМ1К-7,5 | |
Тип двигателя | Одноцилиндровый, 4-х тактный, карбюраторный, воздушного охлаждения | ||
Диаметр цилиндра х Ход поршня, мм | 76х70 | ||
Рабочий объем цилиндра, см3 |
317,4 |
||
Эксплуатационная мощность, кВт (л.с.) при (3000±200) об/мин-1 | 4,40 (6,20) | 5,60 (7,60) | |
Крутящий момент, Н·м (кгс·м) при (2500±200) об/мин-1 | 15,70 (1,60) | 19,0 (1,90) | |
Минимальная частота вращения коленчатого вала, мин-1, не более | 1200 | ||
Регулирование числа оборотов | Центробежным автоматическим всережимным регулятором | ||
Расход топлива при номинальной мощности, кг/ч, не более | 2 | 2 | |
Направление вращения коленчатого вала (со стороны ведущего шкива) | Против часовой стрелки | ||
Топливо | Чистый неэтилированный автомобильный бензин А-76 ГОСТ 2084-77 | Чистый неэтилированный автомобильный бензин АИ-92 ТУ38.001165-2003 | |
Подача топлива | Самотеком из топливного бака | ||
Система топливопитания | Карбюратор К-45 | ||
Воздушный фильтр | Двойной очистки с нетканым материалом фильтроэлемента | ||
Сорт моторного масла | Зависит от температуры окружающего воздуха (см. таблицу) | ||
Система смазки | Разбрызгиванием | ||
Температура масла в картере | до 90 | ||
Охлаждение | Воздушное (принудительное) | ||
Температура головки цилиндра (под свечой),0С | 230° | ||
Система зажигания | Электронное бесконтактное магнето | ||
Свеча зажигания | А11Р (Россия); NR17C (Brisk), WR8АC (Bosch) | ||
Угол опережения зажигания, в градусах поворота коленчатого вала | 25 | ||
Запуск двигателя | Ручной, при помощи убирающегося шнура | ||
Газораспределение | Клапанное | ||
Расположение клапанов | Нижнее, боковое, вертикальное | ||
Максимальная площадь проходного сечения клапанов | 4,2 см2 | ||
Фазы газораспределения, в градусах поворота коленчатого вала | Выпуск – 135…375; Впуск – 345…585 | ||
Масса сухого двигателя, кг | 24,2 | ||
Габаритные размеры, мм | 480х410х475 | ||
Заправочные емкости, л | |||
– топливный бак | 3,0 | ||
– картер двигателя | 1,3 |
Из характеристик отличие двигателей только в виде применяемого топлива и следовательно в мощности , при более подробном изучении инструкций по эксплуатации ДМ-1К находим еще одно существенное отличие, это используемая головка цилиндра. Использование различных головок определяет степень сжатия топлива. Рабочий объем цилиндра определяется как произведение величины хода поршня на площадь цилиндра.
Двигатели ДМ1К и ДМ1К-7,5 выпускаются в различных вариантах исполнения (модификациях)
При изучении каталога запчастей двигателя (см. ниже) находим еще интересный пункт: кольцо поршневое компрессионное верхнее, кольцо поршневое компрессионное нижнее, кольцо поршневое маслосъемное - комплект поршневых колец (взаимозаменяем с поршневыми кольцами ВАЗ 2101)
Моторное масло в двигатель ДМ-1К для мотоблоков НЕВА
Моторное масло классифицируется по двум параметрам: вязкость и качество.
Стандарт SAE классифицирует вязкость масел в условных единицах от 0 до 100.
Масло бывает:
– летнее (например, 30, для использования при температурах воздуха выше плюс 4 0C)
– зимнее, (в обозначении вязкости масла есть буква «W», например, 10W30), для использования при температурах ниже плюс 4 0С.
Стандарт API классифицирует качество масла по эксплуатационным свойствам для бензиновых двигателей как: SA, SB, SC, SF, SG, SH, SJ.
Первая буква S обозначает, что данное масло применяется ДЛЯ БЕНЗИНОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ.
Начальная буква С обозначает масла для дизельных двигателей.
Для обозначения универсальных масел, т.е. таких, которые могут применяться для смазывания бензиновых двигателей и дизелей, принята двойная маркировка, например, SF/CC, SG/CD.
Во всех случаях, чем БЛИЖЕ ВТОРАЯ БУКВА К НАЧАЛУ АНГЛИЙСКОГО АЛФАВИТА, тем НИЖЕ эксплуатационные свойства масла.
Выбирайте класс вязкости масла (летнее или зимнее) в зависимости от температуры окружающего воздуха при эксплуатации мотоблока (см. таблицу).
Рекомендуемая вязкость масла по SAE для двигателя ДМ-1К
Предприятие - изготовитель двигателя рекомендует использовать широко известные моторные масла:
ЛУКОЙЛ – СТАНДАРТ SAE 10W30 API SF/CC
RAVENOL SAE 30 API CD/SF
Следует помнить:
– применение загущенных сортов масел (10W30 и т.п.) при температурах выше плюс 4 0С приведет к повышенному расходу масла. В этих случаях следует БОЛЕЕ ЧАСТО проверять уровень масла в картере. Снижение уровня ниже нормы может привести к выходу двигателя из строя.
– применение масла SAE 30 при температурах ниже, чем минус 4 0С, приведет к затрудненному запуску двигателя (особенно холодного) и возможному повреждению зеркала цилиндра из-за недостаточной смазки.
Для выявления причины не запуска (затрудненного запуска) двигателя необходимо вывернуть свечу зажигания и проверить
ее состояние:
- если электроды и нижняя часть корпуса свечи зажигания покрыты черным, влажным маслянистым нагаром, то это свидетельствует об износе гильзы цилиндра и (или) поршневых колец двигателя, или об повышенном уровне масла в картере двигателя;
- сухой черный нагар бывает в результате длительной работы двигателя на холостом ходу или на небольших оборотах и малой нагрузки;
- если электроды свечи чистые, сухие, очень светлого, почти белого цвета, иногда со следами оплавления - это означает, что установлено слишком раннее зажигание.
Последовательность работ по выявлению причины не запуска (затрудненного запуска) двигателя:
- проверить состояние тяг и рычагов управления дроссельной и воздушной заслонками карбюратора, надежность их подсоединения и наличие зазора (1.5 - 2.0 мм) между подвижными и неподвижными элементами при их перемещении во всем рабочем диапазоне;
- перепроверить топливную систему
- качество и наличие достаточного количества топлива в топливном баке;
- поступление топлива из топливного бака к карбюратору нажатием на его утопитель до подтекания топлива через дренажное отверстие;
- чистоту суфлирующего отверстия в пробке заливной горловины топливного бака;
- проверить состояние и чистоту фильтроэлементов воздушного фильтра:
- проверить состояние свечи зажигания;
- проверить качество искрообразования на свече зажигания;
- проверить систему зажигания;
Отрегулировать карбюратор двигателя ДМ-1К в следующей последовательности:
а) до запуска двигателя завернуть винт 8 рис. 4.3 корректировки состава топливной смеси холостого хода, затем отвернуть его на полтора оборота;
б) запустить и прогреть двигатель;
в) вращая винт 5 упора дроссельной заслонки, установить минимально возможные, но устойчивые обороты двигателя;
г) винтом 8 установить максимальные (на слух), но устойчивые обороты двигателя и от этого положения завернуть его на одну четверть оборота;
е) винтом 5 вновь установить минимально возможные, но устойчивые обороты двигателя;
з) повторить операции по п. г. и п. е и добиться устойчивой работы двигателя на минимальных оборотах;
и) вывести двигатель на режим - если двигатель работает с перебоями или глохнет, то винт 8 завернуть еще на одну четвертую часть оборота и повторить операции по п. г. ип.е.;
- отрегулировать положение рычага центробежного регулятора в следующей последовательности:
а) ослабить винт крепления рычага регулятора;
б) отверткой повернуть рычаг центробежного регулятора 5 рис. 4.1 по часовой стрелке до упора (угол поворота рычага будет небольшим);
в) повернуть рычаг регулятора 6 рис.4.1 по часовой стрелке на угол, при котором будет полностью открыта дроссельная заслонка карбюратора - рычаг дроссельной заслонки 6 рис. 4.3 упрется в корпус карбюратора;
г) затянуть винт крепления рычага регулятора.
Карбюратор К-45 (рис 4.3)
Периодичность технического обслуживания двигателя ДМ-1К
Порядок и периодичность технического ухода подробно изложены в Руководстве по эксплуатации двигателя ДМ1К.
Основные работы:
- перед началом работы проверяйте надежность затяжки резьбовых соединений на двигателе и мотоблоке;
- регулярно очищайте ребра и поверхности охлаждения головки цилиндра, кожуха вентилятора,
защитную решетку и зону вокруг глушителя от остатков травы, мусора и слоев пыли;
- ежедневно проверяйте уровень масла;
- полная замена масла в картере двигателя – после первых 5-ти часов, и далее, через каждые 25 час.;
Замену масла производите, когда двигатель прогрет.
СОБЛЮДАЙТЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по применению марки моторного масла для соответствующих температурных условий работы мотоблока. Вовремя производите замены масел.
Рекомендации по использованию топлива двигателя ДМ-1К
Используйте чистый, свежий неэтилированный бензин со сроком хранения не более 30 дней. Не смешивайте топливо с маслом.
Не рекомендуется заливать бензин под верхнюю стенку бака. Следует оставлять некоторое свободное пространство над топливом, необходимое для обеспечения дополнительного объема при расширении бензина, что возможно при работе мотоблока в условиях высоких положительных температур наружного воздуха.
Каталог запчастей двигателя ДМ-1К и мотоблока Нева МБ-2 - 2013 год + инструкция по эксплуатации
Каталог запасных частей для мотоблока Нева МБ-2 с двигателем ДМ-1К 2009 год.
Каталог деталей и сборочных единиц мотоблока Нева МБ-2 с двигателем ДМ-1К 2005 год.
Приведенные каталоги содержат рекомендации по выбору масла для двигателя, рекомендации по ремонту, данные регулировок, периодичность технического обслуживания, технику безопасности.
Смотрите так же: двигатель для мотоблока ДМ-1 - руководство по эксплуатации - ОАО Калужский двигатель